Семинар «Развитие детей дошкольного возраста»
Форма проведения: Круглый стол
Провела: методист Еремина Л.А.
Тема: «Сенсорное развитие детей».
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей в школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Сенсорное развитие способствует развитию памяти, речи, воображения , эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Основная цель занятий - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, следовательно, предсказуем для человека. Сенсорное развитие детей немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребёнок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой использование мыслительного процесса. Только в игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять и анализировать.
Актуальность темы.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Теоретическая база.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДО утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.
Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей. В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины). Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Проблема: приобщение детей младшего возраста к средствам сенсорного развития в доступных для этого возраста видах деятельности.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: система воспитательной работы в ДО.
Исходя из вышесказанного я поставила перед собой, следующее :
Цель: это систематизировать работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Если использовать сенсорное воспитание у детей в младшем и среднем возрасте - это будет способствовать формированию полноценного восприятия окружающей действительности.
Задачи:
1.Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
2.Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
3.Разработать программу сенсорного развития детей дошкольного возраста.
4.Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей дошкольного возраста.
При реализации поставленных задач необходимо соблюдать :
Условия:
3.При разработке игр по сенсорному развитию, необходимо сохранить положительно-эмоциональный стиль отношений между педагогом и детьми во время игр, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Степень новизны проекта состоит в следующем:
1. Отработать и проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития. И показать пути её включения в жизнедеятельность детского сада.
2. Разработать педагогические условия эффективного приобщения детей к программе сенсорного развития.
3. Обосновать значение сенсорного развития детей младшего и среднего возраста в формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.
Теоретическая значимость: внедрение данного проекта вносит вклад в проблему приобщения детей к развитию сенсорных способностей.
Практическая значимость :
1.Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей;
2.Разработка дидактического материала и дидактических игр;
3.Разработка методических рекомендаций для родителей.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста.
Перспективы развития проекта:
1.Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
2.Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
3.Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Работа с родителями:
1.Консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».
2. Анкета для родителей. "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
3.Оформление наглядной информации в уголки для родителей «Во что
поиграть с ребенком дома», «Как занять малыша с пользой для ума» и т 4.Индивидуальные беседы и консультации «Как научить ребенка играть в
дидактические игры», «Игрушки сенсорного свойства»
5. Совместные работы родителей и детей «Закончи рисунок»
6.Практикум «Дидактические игры своими руками»
7.Приобретение и создание с помощью родителей дидактических материалов на развитие сенсорно-моторных навыков(«Составь пары предметных картинок», «Подбери картинку по цвету», «Угадай по тени», “Магнитная мозаика” и др.)
Ожидаемый результат:
-Разработана система сенсорного развития детей раннего возраста;
- Дети получили представления о форме, величине, цвете
предметов;
- Научились группировать предметы по заданному признаку;
- Дети освоили навыки действия с предметами домашнего
обихода и игрушками, могут определять их положение в
пространстве;
- Родители получили необходимые психолого-педагогические
знания по сенсорному развитию детей раннего возраста,
принимали активное участие в изготовлении пособий и
оборудования по сенсорному развитию.
Таким образом, влияние предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины будет достигнута, задачи реализованы.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности