Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Зеренді ауылының  "Арайлы" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Ясли - сад "Арайлы" села Зеренда при отделе образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

 www.facebook.com   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Сенсорлық қабылдау ойындары (мақала орыс тілінде)

Формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ

   Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. (Зрительные, тактильные, осязательные, температурные ощущения)

Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии - различными по характеру и глубине отклонений в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к затруднениям познания детьми окружающего мира и к ограничению средств общения.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем, другими людьми, порождают трудности в их социальной и бытовой адаптации.

Сенсорное развитие осуществляется:

  • в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов;
  • в играх с природным , бросовым материалом и тканью, в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;
  • в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия: человека. Его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, себя самого и окружающих сверстников. Игры могут организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, подготовки к

сюжетной игре и т.д.;

  • в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;
  • в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни;
  • на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), формирование элементарных математических представлений, музыкальному и физическому воспитанию;

 

 

Игры для развития тактильных ощущений.

 

 
 
 

 

 

 

 - «Сухие материалы»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др. Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.

  • «Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку. )
  • «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру.)
  • «Чудесный мешочек» (необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно.)

 

 

 

-"Разложи предметы по цвету"

-"Найди такого же цвета"

-"Какого цвета не стало?"

-"Какого цвета предмет?"(предложить подобрать необходимый цвет для предмета.)

-"Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из      разноцветных кружков в соответствии с образцом.)

-"Какие цвета использованы?"(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки.)

 

 

Игры и упражнения для закрепления понятия формы:

 

-"Найди предмет указанной формы" ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму.)

-"Из каких фигур состоит?" (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их.)

-"Найди предмет такой же формы"(учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.)

  • "Какая фигура лишняя?"( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения.)

 

 

-"Сравни предметы по высоте."

-"Самая длинная, самая короткая"(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам.)

-"Разноцветные кружки"(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.)

-"В какую коробку?"(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера.)

 

Подборку подготовила педагог-дефектолог Муц О.В. 

/public/files/2024/11/27/271124_184627_sensornoe-vospriyatie.docx

Жаңартылған күні: 27.11.2024 18:48
Құрылған күні: 27.11.2024 18:48

Текст