Занятия с учителем - логопедом — непозволительная роскошь или необходимость?
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших и верных друзей, был по-детски любознателен, успешно учился в школе. Но часто в силу своей занятости или по ряду других причин, мы не уделяем должного внимания тому, как развивается наш ребёнок в раннем и дошкольном детстве. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребёнка. То, что основы человеческой личности закладываются именно в первые 6 лет жизни, признают большинство педагогов и психологов.
Богатейшие возможности воплощаются в программе работы учителя - логопеда по развитию и обучению детей до 6 лет.
Логопедический пункт по своей структуре то учреждение, которое может решить многие проблемы, т.к. он объединяет: учителя – логопеда и педагога – психолога.
Это новый тип учреждений образования, в котором создана инклюзивная образовательная среда, то есть обучение для всех детей в пределах их психофизических возможностей. Именно этот аспект стал рассматриваться как одной из основных задач системы специального образования. Каждый ребёнок имеет возможность реализовать своё право на образование и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Так же логопедический пункт исполняет роль консультативного центра. Это становится возможным потому, что в нем сконцентрированы специалисты разных профилей, и они могут оказывать специфическую консультативную помощь для детей с различными проблемами. Специалисты проводят индивидуальные коррекционные занятия с детьми, посещающими детские сад после прохождения областной психолого-медика-педагогической консультации (ОПМПК).
Коррекционная помощь, которую оказывает логопедический пункт носит комплексный характер. Ни один специалист не работает с ребёнком изолировано от другого. Комплексная коррекционная помощь предполагает совместную, взаимосвязанную деятельность специалистов различных профилей, интегрированных в единый коррекционный процесс.
Основные направления работы:
Учителя - логопеда:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально - личностных особенностей ребенка и определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым;
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи;
- Работа над просодической стороной речи - интонация, ударение и темп речи;
- Коррекция недостатков звукопроизношения;
- Совершенствование фонематических процессов;
- Коррекция недостатков слоговой структуры слова; Отработка новых лексико-грамматических категорий; - Обучение связной речи.
- Предупреждение нарушений письма и чтения;
- Формирование послогового чтения;
- Развитие психических - функций.
Основной задачей педагога - психолога является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка в условиях учебно-воспитательных учреждения.
Позволяет решать ряд задач, связанных с коррекцией стрессовых нарушений и их последствий у детей разных категорий:
— купирование развития острых стрессовых реакций;
— нормализация эмоционального фона деятельности;
— снятие эффектов умственного утомления;
— формирование адекватной установки на выполнение учебной деятельности;
— коррекция негативного мотивационного отношения к работе.
Занятия на логопедическом пункте с учителем – логопедом необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять речевые нарушения с возрастом становится все сложнее. Дает возможность детям полностью реализовать свой потенциал в коллективе. Ощущение психологического комфорта — я не отстающий! Желание получать и усваивать новые знания! Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель работы учителя - логопеда.
Учитель-логопед: Муц Олеся Викторовна