Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Зеренді ауылының  "Арайлы" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Ясли - сад "Арайлы" села Зеренда при отделе образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области

СоцСети

 www.facebook.com   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

ДӘСТҮРДЕН ТЫС СУРЕТ САЛУ ТЕХНИКАСЫ АРҚЫЛЫ БАЛАЛАРДЫҢ ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ҚАБІЛЕТТЕРІН ДАМЫТУ (мақала орыс тілінде)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ РИСОВАНИЯ

Цукова Елена Викентьевна

ГККП ясли – сад «Арайлы»

села Зеренда

при отделе образования по Зерендинскому району

управления образования

 Акмолинской области

 

… Это правда! Ну, чего же тут скрывать?

 Дети любят, очень любят рисовать!

 На бумаге, на асфальте, на стене

 И в трамвае на окне…

 Э.Успенский.

   Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование. Но она несомненно была. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, ощущают. Рисуют даже запахи. Для ребёнка рисовать – значит думать. Учить ребёнка рисовать – значит учить его думать. Ощущать его внутренний мир, вызывать у него желание высказываться. Но дети не изображают реальный мир, а воссоздают на бумаге свой собственный.

   Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

  Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Рисуя, ребёнок играет, но эта игра для него средство выразить себя, познать мир и, осваивая его, заново конструировать. Рисование для него не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности.

  Все дети с увлечением рисуют. Умение рисовать ребёнок успевает освоить задолго до того, как научится читать и писать, порою даже раньше, говорить, и в рисунке он может иногда больше сказать об окружающем и о себе, чем словами. Рисунок – это как бы второй язык ребёнка. В младшем возрасте он выполняет роль мостика от наглядного мышления к связной речи (т.к. в рисунке отдельные предметы связаны между собой общим смыслом) и от устной речи к письму и чтению (требующим умения понимать и создавать изобразительное значение смысла). Рисунок хорош ещё и тем, что задуманное можно сразу увидеть. В рисовании ребёнок получает изображение окружающего не в виде каких-то отвлечённых знаков, например, букв, а с помощью, так называемого, прямого отображения: так, как человек видит окружающее или может его знать, сравнивая рисунок с предметами окружающего мира. Только в рисовании дети с самого начала свободны от ограничений, и поэтому рисование им ближе всего.

  Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам. Рисунок позволяет действовать в таком порядке и темпе, которые отвечают потребностям и возможностям самого ребёнка.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка. В рисунке повествовать значительно легче. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нём. Нарисовав событие, ему легче потом рассказать о нём. Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.

  Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для детей младшего дошкольного возраста, при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами).

Каждая техника – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые педагог сопровождает словами одобрения. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

  Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

 • Способствует снятию детских страхов;

 • Развивает уверенность в своих силах;

 • Развивает пространственное мышление;

 • Учит детей свободно выражать свой замысел;

 • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

 • Учит детей работать с разнообразным материалом;

 • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

 • Развивает мелкую моторику рук;

 • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

 • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

  Работа проводилась поэтапно:

 - на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

 - на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитывались возрастные особенности детей, с возрастом ребёнка постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности.

Исходя из вышесказанного, считаю, что нетрадиционная изобразительная деятельность, как средство развития творчества дошкольника, должна входить в жизнь детей с раннего возраста, так как вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования и дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы.

 

 

 

Жаңартылған күні: 14.11.2022 10:02
Құрылған күні: 14.11.2022 10:02

Текст